В своем «детском» развитии щенок проходит пять периодов. Правильно осознать его потребности и проблемы в каждый период – значит  заложить основу для роста здоровой и счастливой собаки.
Первый период. 0-3 недели. С человеческой точки зрения щенки рождаются «недоношенными» — они глухие и слепые, у них отсутствует терморегуляция, из всех внешних раздражителей они реагируют только на тепло и запах.

щенок лабрадора 5 периодов развития


Потребности щенков в этот период —  еда, тепло – если щенки в этом возрасте начинают кричать и беспокоиться – следует позаботиться о температуре в комнате. Также им необходим массаж, который делает мать, облизывая щенков, чтобы действовал желудок. Тот, кто выращивал щенков-сирот, знает, что эффективно сделать такой массаж едва ли не сложнее, чем накормить таких крох.
Естественно, в этот период нет речи ни о какой обучаемости или умственных способностях.
Чтобы обеспечить правильное развитие щенков в этот период, необходимо жестко ограничить контакт щенков с внешней средой, особенно с детьми. Обеспечить покой и тепло. Если мама беспокоится, что иногда бывает, например, обусловлено небольшим количеством  щенков в помете, можно затемнить комнату, оставив только небольшую лампу чуть в стороне. На этом этапе спокойствие мамы  — жизненная необходимость для детей. Глаза открываются на 12-15 день, уши на 13-17.
Второй период. 21-29 день. 4-я неделя.   Щенок развивается. Он начинает ориентироваться в пространстве. Учится пользоваться обретенными зрением и слухом.
Потребности – еда, защита, сон, мать.
Один из самых критических периодов: щенок начинает познавать мир – он уже видит и чует, но пока абсолютно не защищен от внешних воздействий.
Третий период. 29-40 день.5-7 недели. Общение с себе подобными, общение с человеком. Щенок откликается на голос матери и людей, приобретает первые познания об окружающем мире. В этот период закладываются основы характера. Щенок должен научиться общаться и соперничать с себе подобными, иначе в дальнейшем он будет бояться соплеменников.
Четвертый период. 50-84 день. 8-12 недели. Освобождение от 24-часовой зависимости от однопометников и матери. Продолжается познание мира людей.
Потребности этого периода: любовь, безопасность, игры с детьми (под присмотром взрослых). Нуждается в новой матери или авторитетной личности-вожаке, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Формируется способность общаться с человеком. Щенокначинает разбираться в неравноправных отношениях с людьми. Развивается доверие. Подчиняется разумной дисциплине, установленной человеком. Может освоить простейшие команды. Оптимальный способ обучения – игра, обучение через ассоциации. Охотно  «обезьянничает» со старших собак – хорошо бы озаботиться положительными примерами.
Обучающие игры, во время которых щенка много и очень эмоционально хвалят, сформируют в щенке желание в дальнейшем делать приятное вам (а значит и себе). Особенно важен в этот период тон общения с щенком. Не стоит подзывать его и хвалить глубоким басом – в собачьем понимании это «ругательный», пугающий тон. Мама-сука зовет детей высоким повизгиванием. И очень важно не скупиться на выражение эмоций – помните – перед вами несмышленыш –дошколенок, а не студент пятого курса. С трехлетней собакой можно говорить нормальным голосом, к этому возрасту собака слышит малейшие изменения тона и реагирует на них, а для щенка все должно быть чуть утрированно. В этот период вы пишете алгоритм ваших будущих взаимоотношений.  
Щенок обследует мир, может «украсть» заинтересовавший его предмет.
Необходимо постараться предотвратить возникновение опасных ситуаций, убрав из доступа и поля зрения предметы, которые могут повредить щенку: провода, мелкие предметы, косметику, лекарства, елочные игрушки, поролон, пластмассовые  и стеклянные вещи и  проч., проч.
 Пятый период. 85 -112 день. 13-16 неделя. Юношество – щенок создает свой «табель о рангах», пытается доминировать.
Потребности: любовь, внимание, дисциплина, безопасность.
Щенок все еще познает мир, в котором для него много нового. Он очень впечатлителен и готов для обучения, формальной социализации и подчинения. Ему нравится учиться. Похвала сделает обучение приятным, легкие наказания позволят смоделировать поведение